imfromjasenevo2026: (Default)
[personal profile] imfromjasenevo2026
Позапрошлый пост про убегающее на бесконечность уравнение убрал, там в моих  комментариях была ошибка в знаке одного члена, как понял утром.
Дело не меняется качественно, но пусть будет правильно написано.


За обсуждение огромное  спасибо:
[livejournal.com profile] a_shen, [livejournal.com profile] greygreengo, [livejournal.com profile] phoonzang, [livejournal.com profile] xgrbml, [livejournal.com profile] xaxam

Date: 2021-01-17 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Редактировать собственно пост можно и после комментариев (в отличие от "завистованного" коммента), так что можно было бы сохранить тамошнее обсуждение. Я, кажется, проврался в вычислении (хоть это и ни на что не влияет, стратегия вроде правильная).

Date: 2021-01-17 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
открыл, там с точностью до коэффициента ок.
Я в общем сам стал сравнивать с аналогичной функцией, чтобы понять, как так решение убегает (тоже решил, что логарифм не должен влиять на характер убегания).
В принципе это не так уж важно важно, так как численное решение есть (а для теста решения можно и с асимптотикой около нуля сравнивать) и этого наверно достаточно для нашей легкой науки.
Просто хотелось посмотреть нельзя найти характер асимптотики из уравнения, так бы это было интересней.
Ну и я никогда не встречал уравнений, которые бы уходили на бесконечность за конечное время, хотя конечно ничего сложного в таких уравнениях нет. Просто для механики они не характерны.

Date: 2021-01-17 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
С уравнениями полиномиальными (или асимптотически полиномиальными на бесконечности) работает стандартный подход: переписать их в карте y=1/x, и посмотреть, что будет вблизи нуля. Например, стандартное уравнение \dot x=x^2 в этой карте становится уравнением \dot y=-1. Это означает, что фазовый поток проносит решение с постоянной ненулевой скоростью через точку y=0, которая в этой карте совершенно ничем не выделяется среди соседей. У уравнения \dot x=x^3 получаем уже особенность, \dot y=-1/y, которое "двулистно" накрывает неособую точку, (1/2)d(y^2)= -dt.

Эта теория объясняет, почему полиномиальное автономное дифференциальное уравнение dy/dx=P(x,y)/Q(x,y) хорошо "продолжается на бесконечность", хоть решения и уходят туда за конечное время.

Date: 2021-01-17 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
спасибо, а в каких стандартных курсах это обсуждается?
мой базовый курс по дифурам это Тихонов -Васильева-Свешников и там нет подобного обсуждения, там из нестандартного только сингулярные возмущения, как мне кажется.

Date: 2021-01-17 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Некрасиво ссылаться на собственный учебник ;-) Напишите мне на xaxxam@gmail.com, и я вышлю вам авторский е-кземпляр ;-)

Date: 2021-01-17 04:05 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Там трехчлен,как в анекдоте

Date: 2021-01-17 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] izba-digest.livejournal.com
Ну вам вроде все уже написали: асимптотика при больших x такова, что с какого-то x порядка единицы решение взрывается за время порядка единицы. И если все коэффициенты порядка единицы, то время взрыва может быть сильно больше единицы только за счет малого параметра в начальном условии. Например, для уравнения dx/dt = x^2 время взрыва равно 1/x_0, где x_0 --- значение x при t=0. Если x_0 мало, то время взрыва велико. Если искать какую-то нетривиальную оценку, то надо спросить, за какое время решение добегает от x = 0 до x порядка 1. И в этой связи можно заметить, что ваша задача, кажется, нуждается в каком-то доопределении при t=0: выражение x/t при x(0) = 0 имеет вид 0/0.

Date: 2021-01-17 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
вообще-то не особо нуждается, мы знаем из физики, что решение гладкое в нуле и поэтому
x=-C_1/2*t+O(t^3)

Date: 2021-01-17 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] izba-digest.livejournal.com
Как говорилось в неприличном анекдоте, "точнее формулируйте условие задачи". То есть начальное условие надо задавать не через x(0), а через отношение x(t)/t. Ну тогда, скорее всего, решение взрывается за время порядка единицы. "Потому что --- как же иначе", параметра-то нет.

Date: 2021-01-17 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
не понял, а почему?
мы же просто можем подставить ряд Тейлора для x(t) и найти разложение x в асимптотическом смысле около нуля.
Edited Date: 2021-01-17 06:15 pm (UTC)

Date: 2021-01-17 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] izba-digest.livejournal.com
Обратите внимание, что при x->0 и t->0 ваше уравнение вырождается в dx/dt = -x/t, у коего есть сингулярное решение x = a/t с произвольной константой a. Если физически вы ожидаете, что x(t) регулярна при t->0, то гранусловие, соответственно, состоит в том, что эта особенность должна быть как-то подавлена. А уж чему при этом окажется равно x(0), это уж пусть уравнение само решит.

Date: 2021-01-17 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
нет, там еще константа С_1 будет же при стремлении к нулю
Edited Date: 2021-01-17 06:32 pm (UTC)

Date: 2021-01-17 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] izba-digest.livejournal.com
У уравнения dx/dt = -C1 - x/t вроде бы тоже есть такое же сингулярное решение.

То есть, похоже, вы и выводите начальное поведение из условия регулярности, а не из конкретного значения при t=0. Ну тогда у вас вроде как пропадает соответствующая свобода выбора.

Date: 2021-01-17 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
да, из условия регулярности по сути, хотя я это просто гладкостью назвал
Edited Date: 2021-01-17 06:49 pm (UTC)

Date: 2021-01-17 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
спасибо огромное!

Profile

imfromjasenevo2026: (Default)
imfromjasenevo2026

December 2025

S M T W T F S
 1 23 4 5 6
7 8 910 11 12 13
14151617 18 19 20
21 22 23242526 27
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 12:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios